Первое поколение практичных и функциональных универсалов Volvo V70 дебютировало в 1997 году. Модель представляет собой среднегабаритный легковой автомобиль в кузове "универсал", обладающий широким функционалом. Volvo V70 первого поколения имел несколько вариантов комплектаций, отличающихся между собой материалами отделки салона, а также бортовым оснащением. В Volvo V70 I реализована новая система электронного контроля за торможением, антипробуксовочная система стала контролировать подачу топлива, а не только подтормаживать колеса. Модификации с МКПП стали оснащаться блокиратором стартера на работающем силовом агрегате, автоматическая коробка получила "адаптивную" систему переключения передач. Все версии Volvo V70 I оснащались иммобилайзером. Передние подушки безопасности универсала получили 2-ступенчатые сенсорные датчики, которые регулировали скорость выброса подушки в зависимости от скорости автомобиля и натяжения ремней безопасности. Двери Volvo V70 открывались автоматически после срабатывания подушек безопасности.
Volvo V70 первого поколения обладает внушительным объемом багажного отделения: от 420 до 1580 л. Линейка силовых агрегатов универсала представлена рядными, 5-цилиндровыми бензиновыми и дизельными моторами. Некоторые модификации оснащались механическим турбонагнетателем, благодаря чему существенно улучшались динамические характеристики модели. В 2000-м году производство первого поколения Volvo V70 было остановлено.